В ночь с 24 на 25 июня или с 6 на 7 июля (по старому стилю) славяне отмечают праздник Купалы.
Удивительный, магический праздник! Много раз проводила его сама и участвовала в других, и каждый раз все было по-новому!
Откуда взялся этот праздник?
Миф о Купале.
«Огненный бог, бог огненных жертвоприношений и домашнего очага Семаргл встретил на берегу Ра-реки богиню ночи – Купальницу. И было это на Неопалимую Купальницу (26 святовита). Через 9 месяцев, на Купалу, у Семаргла и Купальницы родились дети – Купала и Кострома. Судьба разлучила брата и сестру. Младенца Купалу унесли гуси-лебеди за тридевять земель. Но им вновь суждено было встретиться.
Через много лет Кострома, гуляя по берегу реки, сплела венок. Она хвалилась, что ветер не сможет сорвать с головы венок (что означало, что она не выйдет замуж). За эту похвальбу боги её наказали. Ветер сорвал её венок с головы и унёс на воду, там его подобрал Купала, проплывавший мимо в лодке. Кострома не узнала брата. Была сыграна свадьба, а после свадьбы жених и невеста узнали о том, что они – брат и сестра. Тогда они решили покончить с собой и утопились в реке. Кострома стала русалкой, или по-малорусски – мавкой. Боги, сжалившись, превратили Купалу и Кострому в цветок Купала-да-Мавка (Иван-да-Марья).»
Что открывается в этом мифе? Связь девятимесячным циклом с осенним равноденствием. И в общей картине вырисовывается цикличная девятимесячная периодика.
Рождение Купалы и Костромы – рождение новой жизни. Природа активно родит плоды в это время, находясь в самой своей силе. А все происходящее в Яви отображает события Прави и Нави. То есть везде протекают одинаковые, по сути, процессы.
И еще – это воссоединение брата и сестры. То, о чем сказывалось выше. Единение мира. И кульминация этого со-единения – свадьба.
И – действо превращения оступившихся Купалы и Костромы в цветок. И это не просто превращение, а глубочайшее очищение, приобретение совершенно другой судьбы. Начало нового пути с чистого листа. Вот что открывает нам купальская ночь на Иванов день. Рождение новой жизни, соединение небесного и земного (мужского и женского), очищение от старого и возможность избрать новую стезю с благословения Богов.
Купалье – праздник, особое волшебство которого проявляется именно ночью. Купальница – богиня ночи. У белорусов она предстает прекрасной женщиной с завязанными или прикрытыми глазами, на манер римской Фортуны. Так же ее еще звали Марой. В народной памяти сохранен ее образ как обережницы ночных путников, покровительницы и заступницы обездоленных и покалеченных людей. К слову будет сказано, что по-белорусски Мара означает мечта. Имя Купальницы связано с водой, с купанием. О воде можно много говорить. Она граница между мирами, по воде можно смотреть прошлое и грядущее. Днем вода вбирает в себя свет Ярилы и наполнена его силой. Потому дневное купание дает человеку солнечную силу. Ночью же вода озарена светом звезд. И в это время человек, купаясь, приобщается к звездной силе. На летний солцеворот Земля находится практически в апогее (самой удаленной точке от Солнца), который происходит 5 июля.
Свойства трав на Купалье возрастают многократно. Их собирают по утру в начале праздника и так же после праздничной ночи. Бытует присказка, что можно вылечиться даже «пустой» не обладающей целебными свойствами травой, если она сорвана на Купалье. Берут травы молодые либо старые, средних не рвут. Плетут из цветов венки с песнями и заговорами. Здесь особый смысл и в целебном аромате цветов и в процессе венчания этим венком своего любимого человека.
На закате провожают Ярило, что бы встретить его переродившегося на утро. Это действо несет оттенок своеобразных похорон и нового рождения. Как при посвящении мальчиков в юноши, юношей в мужи. И в промежуток, между «смертью» и «рождением» Ярилы, творится праздник, игрища, солучение в семьи парней и девушек, создание оберегов, гадания и, конечно, поиск легендарного цветка папоротника. Но путь к нему опасен для слабого духом. Сердце свое надо держать в чистоте, не пускать в него страх. А нечисть всякая охотно расстарается напустить на отважившегося на поиск заветного цветка человека этого самого страха. Храбрый счастливчик, овладевший волшебным цветом, обретает на всю свою жизнь то состояние, в котором находится мир на Купалье. То есть состояние целостности и единства Прави, Нави и Яви, а значит и способностями всех этих миров.
Великая сила гуляет по миру на Купалье. Любовь словно витает в ночном воздухе. Лица людей озарены каким-то внутренним свечением, светом радости, веселья и неуловимой тайны, которая не произносится в слух, но словно все ее знают и это объединяет всех празднующих в некое братство. Братство вкусивших купальское волшебство, когда где-то на грани сознания проскальзывает образ единого мира, образ цельного всеобъемлющего знания, в котором есть ответы абсолютно на все вопросы. Особый дух этого древнейшего праздника наполняет каждую клеточку тела светлой силой. Пьянящий вольный дух. Он размыкает внутри всякие замки и двери, освобождает душу человека. И душа в спокойствии говорит напрямую с предками и Богами. И нет в тот миг ничего прекраснее на свете, чем улыбки людей вокруг, раздольные веселые и глубокие печальные песни, аромат цветов и трав, тепло купальского огня, нежность воды в которую смотрятся звезды и манящий среди лесного мрака отсвет волшебного цветка папоротника.
Нет такого Купалья, где нет огня и воды. Семаргл и очистит и пригреет. Озаряет он волшебную ночь. Сжигает он безвозвратно все старое, что отягощает нашу жизнь своей безполезностью. Освещает сигающие через него парочки влюбленных, оставляя в их совместной жизни часть своего неугасимого огня, который превратится в семейный очаг. В эту ночь сами Боги благословляют семейные союзы любящих друг друга людей.
Желаю вам зажечь свой купальский огонь, окунуться в чистейшую воду, отдаться стихиям, ощутить свою целостность, единство с природой, единство мужского и женского, открыться для Любви!